Ребята взрослели рано

14 февраля 2020 - Администратор
Деревни осиротели с первых дней войны. Почти все мужское население отправилось на фронт защищать Родину. Известно, сколько потерь было в первые месяцы этой мясорубки. Смерть косила бойцов десятками тысяч. То и дело с фронта приходили похоронки – печальные весточки, которые несли горе и слезы женам, матерям, детишкам.
Но ждать подмоги было неоткуда, и пришлось все тяготы брать на себя тем, кто оставался в тылу. Ребятишки с малолетства учились запрягать лошадей, косить, боронить, вязать снопы. Жизнь у них была далеко не сладкой, в том числе и в деревнях, которые находились на территории образованных тогда Половинкинского и Чекменевского сельсоветов. Вот что рассказывает М. Ф. Истомина, которой в ту пору было всего 12 лет:
– Мы чем могли помогали взрослым, работали с утра до вечера. Тракторов не было, кони полуголодные. Сеяли вручную из лукошек, боронили граблями, жали серпами. Надо было еще и нормы выполнять: за сезон скосить 50 соток травы, накопать картошки с пяти соток, напилить 10 кубометров дров. Работающие получали в сутки по 400 граммов хлеба, который обычно пекли из размолотого овса, добавляя туда жмых, лебеду и прочее. Хотя было холодно и голодно, жили дружно. После полевых работ сходишь в баньку, постираешь свои одежонки, подождешь, пока просохнут, – и прямиком в клуб или на угревку. На работу нас водил строем какой-то старичок, который всегда давал одну и ту же команду «Девки, запевай!», и мы дружно подхватывали. Так вот и жили в те трудные военные годы.
Хотя и тяжко было, в деревнях продолжали работать школы. Вспоминает Т. Т. Зимина, уроженка Кировской области, которая с 70-х годов жила в деревне Нижняя Гаревая:
– Когда училась в начальных классах, мама давала в собой чекушку молока и кусочек хлеба. На уроках зимой сидели в одежде из-за холода, сочинения писали при свете керосиновых ламп на газетах или в оставшихся от мирных времен старых тетрадках.
С 1942 года, как вспоминал житель деревни Половинной А. В. Аликин, он постоянно помогал матери по хозяйству, начиная с 8 лет. После занятий вместе с одноклассниками гонял лошадей на молотильном току, с конного двора вывозил навоз на колхозные поля. Самым почетным делом считалось возить корма в Нытвенскую районную ветлечебницу, где находились колхозные жеребята и лошади. Труднее всего приходилось летом на сенокосе, заготовке соломы, уборке зерновых, картофеля. Каждому из ребят, кто работал, выдавали на трудодень по 200 г муки. В третьем классе ввели новый предмет «Военное дело». На уроках ребята копали траншеи, вырезали из березы гранаты и метали их на дальность. Дрова для школы вывозили из-за Камы, а их нехватку зимой покрывали за счет сбора в лесу сухостоя и валежника.
Непросто жилось в войну и подросткам районного центра. На место ушедших воевать мужчин становились женщины и подростки. Более 600 ребят училось в ремесленном училище № 15, они после занятий вставали на трудовую вахту в цехах Нытвенского металлургического завода. Кроме нытвенцев, это были подростки, прибывшие добровольно и по мобилизации из Вологодской, Ленинградской и других областей СССР, которые осваивали профессии вальцовщика, токаря, слесаря, кузнеца, электрика, термиста, литейщика. Среди них был и ныне здравствующий Сергей Васильевич Болотов, который, до того как стать ремесленником, уже успел приобрести трудовые навыки, несмотря на свой юный возраст:
– В 1944 году вместе с дедушкой я работал в кузнице, которая находилась в деревне Малиновке Чекменевского сельсовета. Однажды бригадир попросил меня взборонить участок ярового клина. Мерин Васька доставил меня на поле, которое надо было обработать. Три гона прошли нормально, а потом полуголодный конь заартачился. Я скормил ему последнюю картофелину, и только тогда удалось одолеть участок. Была еще одна поездка в Нытву, куда я отвез фляги с молоком для раненых эвакогоспиталя. За осень заработал таким образом два мешка сухарей, 3 кг гороха и гречки. Ну а после дед меня отправил учиться в Нытву.
Вместе с однокашниками Сергей успевал учиться, работать в цехе, помогать колхозникам в уборке картофеля, строил железную дорогу в деревне Сукманы, ухаживал за ранеными в госпитале. А еще ремесленники внесли свою лепту при сборе средств для нужд фронта и получили благодарность не от кого-нибудь, а от самого товарища Сталина за то, что собрали 100 тысяч рублей на строительство боевого самолета. С любовью и теплотой многие из них вспоминали тех, кто был рядом, учил мастерству в учебных кабинетах и у заводских станков. Это директора училища того времени М. И. Болотов и Л. М. Казаринов, мастера и преподаватели Е. Ф. Шишкина, А. Н. Пивоварова, М. П. Вотинов, А. Ф. Бажукова, М. П. Пачин, В. Д. Горченков, А. А. Пермяков, А. Д. Бахарев. Получив трудовую закалку, большинство выпускников остались верны полученной профессии и заводу на всю оставшуюся жизнь.
Доблесть юных солдат трудового фронта была под стать отваге сражавшихся отцов. Подростки 13–14 лет, утопавшие в сшитых не по плечу спецовках, в тяжелых сапогах, несли свою трудовую вахту. Полуголодные, но согретые теплом сердец своих наставников, они жили с надеждой на лучшие времена, всеми своими силами приближая долгожданную Победу.
Андрей Григорьев.
 

← Назад

Яндекс.Метрика