«На редкость одаренная натура»

18 мая 2018 - Администратор
article5317.jpg

Так отзывался В.И. Ленин об Анатолии Васильевиче Луначарском. И не случайно. Луначарский с детства интересовался философией, литературой, музыкой, живописью, архитектурой. Начитанность и острый ум позволили ему стать одним из лидеров двух революций, войти в состав первого правительства, а также на протяжении двенадцати лет занимать пост народного комиссара просвещения.

Анатолий Васильевич Луначарский родился в 1875 году в Полтаве в семье крупного чиновника. Уже в гимназии познакомился с идеями марксизма, руководил подпольной организацией учащихся киевских средних школ, изучавших сочинения демократов 1860-х и народников. В 1892 году вошел в социал-демократическую группу, работал агитатором в рабочем квартале Киева. 
Как политически неблагона-дежный, не получил разрешения учиться в столичных университетах, поэтому уехал в Цюрих, где стал учеником философа-идеалиста, эмпириокритика Р. Авенариуса. Там же познакомился с П.Б. Аксельродом, В.И. Засулич, которые входили в марксистскую «Группу освобождения труда»; восхищался Г.В. Плехановым, который приобщил его к изучению классической философии, а также работ К. Маркса и Ф. Энгельса.
В 1897 году вернулся в Россию, был избран членом Московского комитета РСДРП, но вскоре арестован и сослан в Калугу. Там вместе с другими социал-демократами развернул пропагандистскую работу. Вновь был арестован, сослан в Вологду, затем Тотьму. После II съезда РСДРП стал большевиком. 
С 1904 года  – в эмиграции в Женеве, где включен в состав редакций газет «Вперед» и «Пролетарий». На III съезде РСДРП выступал с обоснованием важности организации вооруженного восстания, однако уже тогда у него возникли философские разногласия с В.И. Лениным, ставшие причиной отхода Луначарского от большевизма. 
Опубликовав в 1908 году большой труд «Религия и социализм», стал основным теоретиком «богостроительства» – богословско-философского переосмысления идей марксизма в духе философии Маха и Авенариуса (обоснование новой пролетарской религии без Бога, которая фактически превращалась в обожествление коллектива и прогресса). 
В 1909 году стал одним из организаторов группы «Вперед», действовавшей в среде русских политических эмигрантов и выступавшей против использования думской трибуны и других полулегальных и легальных возможностей для партийной революционной работы РСДРП. В своей работе «Мещанство и индивидуализм» пытался примирить марксизм с эмпириокритицизмом и религией, что вызвало резкую отповедь со стороны Ленина. В 1912 году отошел от «впередовцев», в 1913 вошел в состав редколлегии газеты «Правда». С началом Первой мировой войны определился как интернационалист, выступал против шовинизма в политике и искусстве. 
Известие о Февральской революции 1917 года ошеломило Луначарского. 9 мая он прибыл в Петроград и вошел в организацию «межрайонцев». От них был избран делегатом I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов (июнь 1917 года). Выступал с обоснованием идеи роспуска Государственной думы и Государственного совета, передачи власти «трудовым классам народа», отстаивал интернационалистские позиции при обсуждении военного вопроса. 
В июле вошел в редакцию газеты «Новая жизнь». Но вскоре после Июльских дней был обвинен Временным правительством в государственной измене и арестован. С 23 июля по 8 августа находился в тюрьме «Кресты»; в это время заочно был избран одним из почетных председателей VI съезда РСДРП(б), на котором межрайонцы объединились с большевиками. 
20 августа стал руководителем фракции большевиков в Петроградской городской думе. Во время Корниловского выступления настаивал на передаче власти Советам. С августа 1917 Луначарский работал в газете «Пролетарий» (выходившей вместо закрытой правительством «Правды») и в журнале «Просвещение»; вел активную культурно-просветительскую деятельность среди пролетариата. 
В начале осени 1917 года был избран председателем культурно-просветительской секции и заместителем петроградского городского головы; стал членом Временного совета Российской республики. 25 октября на экстренном заседании Петроградского Совета РСД поддержал линию большевиков; выступил с горячей речью, направленной против покинувших заседание правых меньшевиков и эсеров.
После Октябрьской революции вошел в сформированное II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов правительство в качестве наркома просвещения. Луначарский – организатор и теоретик советской системы образования, высшего и профессионально-технического обучения. Во время Гражданской войны выезжал на фронты, вел агитацию. Много сделал для сохранения старых памятников архитектуры, культуры в условиях строительства «нового быта». Старался привлечь старую интеллигенцию к сотрудничеству с советской властью, оградить ученых от преследований со стороны ВЧК. 
В то же время был причастен к сносу некоторых памятников культуры и созданию новых, посвященных деятелям революции. Был сторонником организации «философского парохода» в 1922 году (массовой высылки крупнейших русских ученых и мыслителей за рубеж), увольнения старых профессоров из советских вузов по политическим мотивам. Бывший автором огромного числа работ по разным вопросам литературы, музыки, истории театра и живописи, архитектуры, антирелигиозной пропаганды, он не смог предотвратить и фактически санкционировал разгром старой Академии наук во имя создания Коммунистической академии как противовеса традиционному высшему образованию. 
Под его руководством советская система образования была переориентирована с получения знаний на политическую обработку новых поколений в духе коммунистической идеологии. Активный деятель Пролеткульта, Луначарский стал одним из основателей теории социалистического реализма. Не всегда последовательный в своих взглядах и оценках, часто менявший их в условиях изменчивой конъюнктуры, он все же вошел в русскую культуру как оригинальный мыслитель, талантливый защитник реализма в культуре и искусстве, плодовитый агитатор и пропагандист, человек энциклопедических знаний.
С 1927 года привлекался к дипломатической работе: был заместителем руководителя советской делегации на конференции по разоружению. Возглавлял советскую делегацию в Лиге наций. В 1929 году оставил пост наркома при назначении на должность председателя Ученого комитета при СНК СССР.
В 1933 году был назначен полпредом в Испанию, но по дороге заболел и умер (в Ментоне, на юге Франции). Прах погребен в Кремлевской стене.
После смерти имя Луначарского было увековечено в названиях улиц, площадей, скверов. Есть такая улица и в нашем городе, она располагается перпендикулярно Т. Самуэли и параллельно Володарского.
Если пройти ее из конца в конец, можно увидеть гаражный массив, несколько многоквартирных домов и внушительных размеров частный сектор. Жизнь здесь не стоит на месте: один хозяин начал стройку, другой затеял ремонт, третий привез дрова. На улице Луначарского немало красивых, добротных строений, около многих домов припаркованы автомобили…
Подготовила Светлана СОКОЛОВА.
Фото автора.
 
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
√ Нарком просвещения был полиглотом. На одном из заседаний Коминтерна он начал свою речь на украинском языке, перешел на немецкий, французский, испанский, английский и закончил выступление на русском. Зал взорвался овациями. 
√ Для Страны Советов Луначарский был связующим элементом с иностранным культурным миром. У него были обширные связи с европейской культурной элитой. Благодаря Луначарскому с Москвой поддерживали связь Бернард Шоу, Анри Барбюс, Герберт Уэллс, Ромен Роллан, Стефан Цвейг и Бертольт Брехт.  
√  В конце 1918 года по ходатайству Луначарского была выделена персональная пенсия дочери А.С. Пушкина Марии Гартунг, правда, она так и не успела ее получить, так как умерла в начале марта 1919 года. 
 
В этом году снег в районах частной застройки лежал до конца апреля.
 
 
Комментарии (0)

← Назад