Певец горестей народных

16 июня 2014 - Администратор
article1658.jpg

 Уважаемые читатели, давайте продолжим наше путешествие по нытвенским улицам, названным в честь знаменитых людей. Как вы помните, в своих исследованиях мы решили придерживаться алфавита. На очереди буква «Н», и разговор пойдет об улице Некрасова. Она берет начало недалеко от АЗС на Пермской и, скатываясь вниз, соединяет эту отдаленную часть города с центром. Здесь довольно интенсивное движение автотранспорта и пешеходов, есть несколько торговых точек. Отдельные дома не лишены архитектурных изысков. На определенном этапе таблички с названием «Улица Некрасова» исчезают, и адресная привязка всех последующих зданий производится по улицам, пересекающим ее.

 Топоним, ставший сегодня объектом нашего внимания, назван в честь известного русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Родился он 28 ноября 1821 года в Винницком уезде Подольской губернии, где в то время квартировал полк, в котором служил его отец. Человек увлекающийся и страстный, Алексей Сергеевич Некрасов очень нравился женщинам. Его полюбила  Александра Андреевна Закревская, варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного армейского офицера. Брак, состоявшийся без их согласия, не был счастливым. Обращаясь к воспоминаниям отрочества, Николай Алексеевич говорил о матери как о страдалице. В целом ряде стихотворений поэт обращался к ее светлому образу, обаяние которого отразилось в творчестве Некрасова необыкновенным сочувствием к женской доле.

Детство нашего героя прошло в родовом имении Грешневе Ярославской губернии, куда отец переселился, выйдя в отставку. Большая семья (у Некрасова было 13 братьев и сестер, правда, в живых осталось только трое детей), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили его взять место исправника.  Во время разъездов отец часто брал с собой Николая, который становился невольным свидетелем расправ над крестьянами, эти картины народного горя навсегда отложились в душе мальчика. В 1832 году Некрасов поступил в Ярославскую гимназию, где проучился до пятого класса. C гимназическим начальством он не ладил, и, так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, в 1838 году  шестнадцатилетний юноша отправился в Петербург для определения в дворянский полк. Дело было почти налажено, но встреча с гимназическим товарищем, студентом  Глушицким, пробудила в Некрасове горячее желание продолжить образование. Пренебрегая угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи, Николай поступил вольнослушателем на филологический факультет. 
С 1839 по 1841 год Некрасов пробыл в университете. Это было непростое для него время. «Ровно  три года, – рассказывал он впоследствии, – я чувствовал  себя каждый день голодным». Не всегда у Некрасова была и квартира. Как-то ему даже пришлось ночевать в трущобе на окраине города. В этом ночлежном приюте юноша нашел себе и заработок, написав кому-то за 15 копеек прошение. Нужда закалила Некрасова. Дела его вскоре устроились: он давал уроки, писал статьи для «Литературных прибавлений к «Русскому инвалиду» и «Литературной газеты», сочинял для лубочных   издателей азбуки и сказки в стихах, ставил водевили. У него появились сбережения, и тогда он решился выпустить сборник своих стихотворений, который увидел свет в 1840 году под заглавием «Мечты и звуки». Полевой похвалил дебютанта, по некоторым известиям, к нему отнесся благосклонно Жуковский, но Белинский в «Отечественных записках» отозвался о книжке пренебрежительно, и это так подействовало на Некрасова, что, подобно Гоголю, некогда скупавшему и уничтожавшему «Ганса Кюхельгартена», он сам скупал и уничтожал «Мечты и звуки», ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью.
В начале 1840-х гг. Некрасов становится сотрудником «Оте-чественных записок». Белинский близко с ним познакомился и оценил его талант. Он считал, что в области прозы Некрасов едва ли достигнет больших успехов, но восторженно одобрил его стихотворение «В дороге». Вскоре Некрасов усердно занялся издательской деятельностью. Он выпустил в свет ряд альманахов, в которых дебютировали Достоевский, Григорович, печатали свои произведения Тургенев, Герцен, Майков. В конце 1846 года Некрасов вместе с Панаевым приобретает «Современник», куда переходят Белинский и литературная молодежь, придававшая силу «Отечественным запискам». 
Со смертью Белинского и усилением охранительных тенденций в цензурной политике после европейских событий 1848 года «Современник» несколько изменился. Лишившись руководства великого идеалиста Белинского, Некрасов пошел на уступки духу времени. В его творчестве также наступает новый период. Попав в круг людей высокого нравственного строя (Чернышевский и Добролюбов становятся главными деятелями «Современника»), благодаря чуткости к происходящему вокруг и способности быстро усваивать настроение и взгляды окружающей среды Некрасов становится поэтом-гражданином. Когда в 1866 году «Современник» был закрыт, Некрасов арендовал у Краевского «Отечественные записки» и поднял их на ту же высоту, какую занимал «Современник».
В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел, и вскоре жизнь его превратилась в медленную агонию. Со всех концов России на имя поэта шли письма и телеграммы. Они поддерживали его, помогая переносить мучения, и стали для него новым стимулом к творчеству. Написанные смертельно больным Некрасовым «Последние песни» по искренности чувства принадлежат к лучшим созданиям его музы. Некрасов умер 27 декабря 1877 года. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежь, провожала тело поэта на Новодевичье кладбище в Петербурге. 
Определение роли и места Некрасова в истории русской словесности стало предметом горячей полемики в печати. Кто-то ставил имя поэта рядом с именами Пушкина и Лермонтова, кто-то называл его стихи «неуклюжими». Подобного рода высказывания представляются односторонними. Некрасов не дает отдыха своему читателю, не щадит его и в конце концов добивается активного сопереживания. Несмотря на то что большинство его стихотворений наполнены безрадостными картинами народного горя, тон их отнюдь не пессимистичен. Поэт не пасует перед печальной действительностью, он смело вступает в бой и уверен в своей победе. Поэзия Некрасова пробуждает тот гнев, который в самом себе несет зерно исцеления.
Картины народного горя не исчерпывают содержание поэзии Некрасова. Первая большая поэма «Саша» открывается великолепным лирическим вступлением – песней радости возвращения на родину. Написаны оригинальным слогом, в народном духе «Коробейники» и одно из лучших произведений Некрасова «Мороз, Красный нос» – гимн русской крестьянке. По своему общему складу примыкает к поэме «Мороз, Красный нос» и идиллия «Крестьянские дети». Ожесточенный певец горя и страданий совершенно преображался, становился удивительно мягким и нежным в изображении женщин и детей. Написанная в последние годы жизни поэма «Кому на Руси жить хорошо» содержит множество порази-тельной силы и меткости выражений. Лучшее в ней – отдельные вставленные песни и баллады, особенно богата ими последняя часть поэмы – «Пир на весь мир». 
Лиризм Некрасова возник на благородной почве сильных страстей, им владевших, и искреннего сознания своего нравственного несовершенства. До известной степени душу Некрасова спасли именно его «вины», о которых он часто говорил. Его нравственное несовершенство давало ему живой и непосредственный источник любви и жажды очищения. Силу призывов Некрасова можно объяснить тем, что он творил в минуты искреннейшего покаяния. Этому покаянию и обязан Некрасов своими лучшими произведениями, такими как «Рыцарь на час», «Влас», «Когда из мрака заблужденья я душу падшую воззвал». Сила чувства придает непреходящее значение лирическим стихотворениям Некрасова, и эти стихотворения наравне с поэмами обеспечили ему одно из первых мест в русской литературе.
Подготовила Светлана СОКОЛОВА.
Фото автора.

На фото: Эта улица носит имя поэта.

ЦИТАТНИК
• «Сейте разумное, доброе, вечное».
• «Бывали хуже времена, но не было подлей».
• «Пускай нам говорит изменчивая мода, что тема старая «страдания народа». И что поэзия забыть ее должна. Не верьте, юноши, не стареет она».
• «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

 

Похожие статьи:

№ 37 (9242), 20 сентябряГлавный кавалерист Страны Советов

№ 44 (9249), 8 ноябряЗнаете, каким он парнем был?

№ 40 (9245), 11 октябряХирург от Бога

№ 48 (9253), 6 декабряКругосветка Чарльза Дарвина

№ 5 (9261), 31 январяВзлеты и падения великого маршала

Комментарии (0)

← Назад