Легенда советской авиации

11 июля 2014 - Администратор
article1747.jpg

 Ее называли легендой советской авиации. Ей принадлежат несколько международных рекордов. Она была первой женщиной-летчицей с Украины. Речь о Полине Осипенко. Ее биография яркая и короткая. И до сих пор несет в себе загадки…

 Полина Денисовна Дудник родилась 8 октября 1907 года в селе Новоспасовка Бердянского района Запорожской области. Детей в семье крестьянина Дениса Дудника было много (Полина – девятый ребенок), и жили они очень бедно. Учиться девочке особенно не пришлось, после двух классов церковно-приходской школы она пошла «в люди»: нянчила чужих малышей, батрачила на огородах, белила хаты.

Когда произошла революция, Полине было 10 лет. Она продолжала работать, только теперь уже в основанном в селе колхозе Котовского. Зато она могла учиться – пусть и в вечерней школе. Ее она закончила весьма успешно и была отправлена на курсы в Киев, где получила специальность «инструктор по птицеводству». После этого, в весьма юном возрасте, Полину назначили заведующей птицефабрикой. 
С возникновением у нее мечты летать связана такая история. Однажды, в жаркий летний день, на поле возле птицефермы приземлилось два аэроплана. Среди столпившихся вокруг них жителей села самой восторженной была Полина. Больше всего ее восхитило, что пилотом одного из самолетов была женщина. Девушка заболела полетами навсегда.  
первый супруг Полины, Степан Говяз, за которого она вышла замуж в 1926 году, был военным летчиком. Он помог жене перебраться в поселок Кача под Севастополем, где служил. Но в Качинскую школу пилотов ее не приняли. И тогда Полина устроилась работать туда официанткой. Видя энтузиазм молодой женщины, летчики иногда позволяли ей подержаться за штурвал самолета. Попутно она осаждала начальника училища просьбами зачислить ее в школу. А во время визита в заведение Ворошилова смело обратилась с этой просьбой к нему. И стала курсантом. 
Полина была очень старательной ученицей и делала серьезные успехи. Впрочем, когда она впервые приехала в родное село на побывку, односельчане скептически относились к ее рассказам о небе. И даже ее мать пребывала в некоторых сомнениях. Тогда она взяла старушку на летное поле и наглядно продемонстрировала ей фигуры высшего пилотажа. После этого мать расплакалась: «Ну, теперь я верю, что ты летаешь, расскажу всему селу». 
История с ее первым мужем довольно грустная: когда девушку начали готовить к авиационным рекордам, его сначала отправили служить в другое место, затем репрессировали. Вот что он писал родным из заключения: «Отдельные лица разбивали нас своими переводами и разделами в разные стороны, что и привело к окончательному разрыву». Дальнейшая его судьба теряется в потемках. 
В 1935 году Полина вышла замуж во второй раз, и опять за военного летчика – Александра Осипенко. Встретила она его в Харьковском гарнизоне, куда ее назначили командиром звена. А вскоре Осипенко перевели в Московский военный округ, а потом назначили инспектором ВВС при Генштабе. В 1936 году ее на Всесоюзном совещании жен командного и начальствующего состава РККА в Кремле представили руководству страны. Именно тогда с кремлевской трибуны Осипенко заявила: «Обещаю летать выше всех девушек мира!» Летчица привыкла выполнять свои обещания и вскоре, за короткий срок, побила три мировых рекорда по высотным полетам. 
Сначала она поставила перед собой цель переплюнуть итальянку Контессу Негроне, которая подняла свой гидросамолет на высоту 6200 метров. 22 мая 1937 года Осипенко поднялась на высоту 9100 метров. Затем поставила новый мировой рекорд, подняв на гидросамолете груз весом в тонну на высоту 7009 метров. А в 1938 году состоялся знаменитый перелет на гидросамолете – из Севастополя в Архангельск. Совершить его Осипенко предстояло с боевыми подругами – Верой Ломако и Мариной Расковой. 
В ходе подготовки к перелету вдруг выяснилось, что Полина, хоть и выросла на берегу Азовского моря, не умеет плавать. Девушки начали шутить над ней: «Летать не боишься, а плавать не умеешь». Тогда Осипенко заявила, что непременно научится. Уже через два дня она смогла плавать на большие расстояния. Один из главных перелетов в ее жизни продолжался десять с половиной часов. Он сопровождался тяжелыми погодными условиями – иногда приходилось лететь вслепую, в густых облаках. На фюзеляже образовывался толстый слой льда. Когда пролетали над родным селом Полины, она сбросила вниз записочку: «Привет односельчанам!» Советские летчицы победили, соединив трассой Черное и Белое моря. 
Следующим был беспересадочный полет из Москвы на Дальний Восток – в том же 1938 году. Со своими напарницами, Мариной Расковой и Валентиной Гризодубовой, Осипенко преодолела расстояние в 6450 километров, перекрыв, таким образом, мировой рекорд дальности полета для женщин более чем на полторы тысячи километров. Интересно, что, зная стремление Осипенко быть во всем первой, организаторы сомневались, согласится ли она принять участие в полете в качестве второго пилота. Ведь командиром корабля назначили Гризодубову. Однако Осипенко сразу отбила телеграмму: «Согласна хоть третьим, только бы принять участие в перелете». 
Без трудностей здесь тоже не обошлось – значительная часть полета опять проходила вслепую, путь приходилось прокладывать по приборам. После Урала связь с землей и вовсе прервалась. Из-за отсутствия связи и нехватки бензина пришлось совершить экстренную посадку в тайге, в верховьях реки Амгунь. Поиски экипажа длились несколько дней. Его обнаружили с воздуха.
 Во всех городах на обратном пути девушек встречали как народных героинь. В ноябре 1938 года всем было присвоено звание Героя Советского Союза. Они получили его первыми из женщин. А 1 мая 1939 года Полина Осипенко участвовала в воздушном параде, пролетев в группе скоростных истребителей над Красной площадью. Казалось, что все в ее жизни будет прекрасно – она достигла всех возможных и невозможных для себя высот. 
В этом же месяце она отправилась на сборы командиров с целью тренировки в «слепых полетах». В первый день летчикам предстояло работать с тренажером, во второй – летать с инструкторами, ну а на третий делать это самостоятельно. Третий день пришелся на 11 мая. Напарником Осипенко по полету оказался Анатолий Серов (муж знаменитой артистки Валентины Серовой), ранее прославившийся тем, что в ночном бою над Испанией сбил бомбардировщик диктатора Франко. 
Их самолет потерпел крушение и был найден возле села Высокого. Причина аварии так и осталась неустановленной. Выдвигались различные версии: от плохой видимости и несогласованности действий пилотов до коварных происков власти... В связи с гибелью летчиков в стране был объявлен траур. Урну с прахом Осипенко нес Молотов, а с прахом Серова – сам Сталин. Полина Осипенко и ее напарник были похоронены у Кремлевской стены. 
Имя Полины Осипенко осталось в названии улиц и переулков в Армавире и Архангельске, Волгограде и Воронеже, Калининграде и Краснодаре, Петропавловске-Камчатском и Перми. Есть такая улица и в нашем городе. Чтобы попасть на нее, нужно, двигаясь по пр. Металлургов в сторону Юбилейного, не доходя до магазина «Добрый», свернуть направо. Искомая улочка взбирается на пригорок, а затем плавно изгибается в сторону прекрасной березовой рощи. 
Подготовила Светлана СОКОЛОВА.
Фото автора.

КСТАТИ
Еще улицы на «О» в Нытвенском городском поселении: Оборина, Островского.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
• В 1939 году летчица избиралась делегатом XVIII съезда ВКП(б).
• Во время Великой Отечественной войны одна из боевых машин 108-го Гвардейского штурмового авиационного полка носила имя Героя Советского Союза Полины Денисовны Осипенко.
• На Украине г. Бердянск в 1939-58 гг. назывался Осипенко.

На фото: Эта нытвенская улица носит имя прославленной летчицы.

Похожие статьи:

№ 44 (9249), 8 ноябряЗнаете, каким он парнем был?

№ 48 (9253), 6 декабряКругосветка Чарльза Дарвина

№ 37 (9242), 20 сентябряГлавный кавалерист Страны Советов

№ 5 (9261), 31 январяВзлеты и падения великого маршала

№ 40 (9245), 11 октябряХирург от Бога

Комментарии (0)

← Назад