Сто лет исполняется железнодорожной ветке ст. Чайковская - Нытвенский завод

18 октября 2013 - Администратор
article1024.jpg

 Она сыграла важную роль в развитии района. 

Центральная железнодорожная однопутная магистраль Пермь–Вятка(Киров)–Котлас, от которой пошла  Нытвенская  дорога, начала работать в феврале 1899 года.
Она открыла путь промышленным и сельскохозяйственным грузам с Урала и Западной Сибири за границу, по маршруту Северная Двина – Архангельский порт и далее по морским просторам.  
В 1910 году на территории Пермской губернии было 4 железнодорожных станции: Шабуничи, Григорьевская, Савино (Менделеево), Вознесенская (Верещагино), где проводилась заправка паровозов водой и углем, имелись товарные склады для приема и отправки грузов, зал ожидания для пассажиров с буфетом. Известные сегодня другие станции были разъездами. 
Восточный порайонный комитет направил правительству Российской Империи в 1910 году заключение о крайне желательной постройке железных дорог к 11-ти  заводам. В том числе до Нытвенского железоделательного завода – от разъезда Сюзьва через село Мокино. Этот первоначальный вариант маршрута был обусловлен близостью станции Григорьевской и большим количеством деревень с их потенциальными пассажирами. Однако проведение полотна через возвышенности и впадины потребовало бы большого объема земляных работ. Изыскатели предложили второй, более дешевый маршрут, – от разъезда Нытвенский по ровной местности с коротким участком пересеченного рельефа на Комаровой Горе. Любопытно, но в Мокино жива легенда, что дорога от Чайковской на Нытву должна была пройти через их село, но несколько мужиков во главе со старостой воспротивились этому. 
Строительство дороги финансировало Камское акционерное общество, которому принадлежал завод. Железная дорога дала вторую жизнь железоделательному заводу. Достаточно сказать, что в то время сырье для производства и отгрузка продукции шли двумя путями. В летний период навигации на Каме через пристань Усть-Нытва – от завода до пристани была проложена узкоколейная дорога с конной тягой, в зимний период – через железнодорожную станцию Шабуничи. Пристань и станция находились соответственно в девяти и тридцати семи километрах. Высокие транспортные расходы, медленность грузооборотов делали продукцию завода дорогой и неконкурентоспособной. С началом работы горнозаводской железной дороги Пермь-1–Чусовская –Нижне-Тагильский завод– Екатеринбург (пуск в 1878 г.) большинство заводов Урала оказалось в выигрышном положении, по отношению к заводам удаленным от рельсовой дороги.  
Разъезд Нытвеский стал станцией Чайковской. Это название дано в честь великого русского композитора Петра Ильича Чайковского в год двадцатилетия со дня его смерти (1893 г.).
Город Нытва, поселки городского типа Новоильинский и Уральский с их предприятиями обслуживались железной дорогой. Оба поселка красуются на берегу Камы, в недавнем прошлом реки-труженицы. Для производства продукции домостроительный завод и фанерный комбинат базовое сырье – лес, получали в плотах по воде и незначительное количество по железной дороге. Производимая продукция отправлялась железной дорогой. Население для поездок летом пользовалось водным транспортом – пароходами, теплоходами, а с начала 60-х годов – скоростными судами на подводных крыльях. В зимний период все ехали на Нытвенском  пригородном поезде от станции Сукманы. В отличие от Уральского в Новоильинском была пассажирская станция Камский Рейд. Этому есть объяснение. В поселке сплавщиков и домостроителей работали дом отдыха, лесотехническая школа всесоюзного значения, профессионально-техническое училище, сплавной рейд, завод. В летний период на сплавные работы приезжало немало сезонных рабочих. До открытия станции (1951г.) пассажирские вагоны подавались на территорию сплавного рейда, так называемую перевалку.
В 1968 году в Перми через Каму был открыт автодорожный мост. С этого времени началось быстрое развитие автобусного сообщения периферии с областным центром. Число пассажиров на железной дороге стало уменьшаться. С 1 января 1997 года пригородный поезд Нытва–Чайковская снят с маршрута, прекращены пассажирские перевозки. 
Сегодня по нытвенской железнодорожной ветке идут грузы для свинокомплекса в Майском, для фанерного комбината в п. Уральском, для предприятий города и района. В Нытву в обратном направлении везут готовую продукцию. 
Анатолий Старков. 

Похожие статьи:

№ 5 (9261), 31 январяОн поднимал бойцов в атаку

№ 8 (9213), 22 февраляПоходная кузница деда Василия

№ 4 (9260), 24 января95 лет назад поселок Нытвенского завода был захвачен колчаковскими войсками.

№ 39 (9244), 4 октябряОдин из троих

№ 30 (9235), 2 августаНа службе у людей

Комментарии (1)

← Назад