На службе у людей

2 августа 2013 - Администратор
article844.jpg

В 2013 году исполняется 100 лет железной дороге Нытва – станция Чайковская (разъезд Нытвенский). Много десятков лет она была единственным, надежным путем сообщения в любое время года, дверью в большой мир. 

В истории России вторая половина 19-го века отмечена значительным строительством железных дорог. На Урале самой первой заработала горнозаводская дорога Пермь - Чусовая - Нижний Тагил - Екатеринбург (1878 г.). Хозяева Нытвенского завода понимали жизненную необходимость выхода на центральную однопутную магистраль (пуск в 1899 г.) к Петербургу и Москве, а также на восток, к Уральским горам. Им потребовалось приложить немало усилий на получение разрешения строительства, выполнить проект дороги, изыскать финансирование. В отличие от других дорог, наша вела в тупик. К началу прокладки стального пути имелся большой опыт работ, квалифицированные кадры, но не было производительной техники. Главной транспортной силой была лошадь, запряженная в телегу летом, в сани зимой, а орудия труда состояли из тачки, лома, лопаты. На прокладке лесных просек пользовались ручной пилой и топором.
В ноябре 1913 года, накануне Первой мировой войны, частная железная дорога для грузовых перевозок протяженностью около 40 километров начала свою жизнь. В 30-х годах от ст. Сукманы в сторону реки Камы построена ветка. Ее правое направление шло на сплавной рейд (Новоильинский), левое – в балластный карьер, находившийся в трех километрах от современного поселка Уральского. В карьере на берегу реки экскаватором грузили в вагоны гравий и отправляли по назначению. Частая смена подъездных путей требовала от железнодорожников постоянного внимания и мастерства.
С 1949 года сюда стало поступать первое оборудование для постройки на необжитом берегу фанерного комбината. Исходя из реальных возможностей, медленно, через лесную просеку, дорога дошла до территории комбината и прослужила десять лет. С 1965 года начал работать более прямой и короткий железнодорожный путь от фанерного комбината до Сукман. При подготовке ложа для Воткинского водохранилища балластный карьер попадал в зону затопления и прекратил работу в 1958 году. Со временем к грузовым перевозкам прибавились пассажирские. В недалеком прошлом пригородный поезд делал два рейса. С выходом из Нытвы рано утром и около 17 часов. На пути следования делал пять остановок: в Сукманах, Марчугах, Кабановом Мысе, Мошево, Волегах. В 80-х годах между Мошево и Волегами открылась станция Симонята. Жителей поселка Новоильинского обслуживала ст. Камский Рейд (1951-1972 гг.). Они проезжали один перегон до Сукман и делали пересадку. На утреннем поезде можно было ехать до областного центра. На ст. Чайковская нытвенские вагоны перецепляли к пермскому поезду. Вечером на ст. Пермь-2 требовалось занять места в «фирменных» вагонах и возвращаться домой. Такой порядок сохранялся до начала электрификации центральной магистрали (1961 г.), когда на смену привычному паровозу пришли быстрые электрички и мощные электровозы.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) железная дорога сыграла свою значимую роль в ударной работе металлургического завода, отправке на фронт промышленной продукции, продовольствия, других грузов. В Нытве открыли госпиталь для лечения бойцов, получивших ранения на фронте. Из западных районов страны стало прибывать эвакуированное население. Число жителей поселка увеличилось, и летом 1942 года Нытва получила статус города. На территории Новоильинского был размещен запасной полк Уральского военного округа.
1969 год отмечен важным событием. Великий труженик «батюшка» паровоз, пыхтящий и дымящий, отправлен на «отдых». Его место на путях занял тепловоз, более молодой и сильный локомотив, которому не требовались вода и уголь.
Карьер локомотивных песков высокого качества, находящийся в районе детских лагерей (п. Новоильинский), принадлежащий железной дороге, заработал в 1980 году. Платформы с сыпучим грузом из соснового бора пошли через Нытву в разные города.
С открытием автобусных маршрутов до Перми из Нытвы, Уральского, Новоильинского число пассажиров, пользующихся железной дорогой, заметно уменьшилось (начало 70-х). А с 1 января 1997 года закрыто движение пригородного поезда, прекращены пассажирские перевозки. С 90-х годов прошлого столетия объем грузовых перевозок пошел на убыль. С газификацией Нытвы и Уральского отпала необходимость завоза топлива, в районе сократились объемы выпускаемой продукции, более мобильно заработал автотранспорт. В Нытве закрылся контейнерный участок. Железнодорожная ветка Сукманы-Новоильинский за ненадобностью была демонтирована в конце первого десятилетия текущего века.
Следует отметить, что именно благодаря железной дороге были построены в нашем районе Пермский фанерный комбинат, Новоильинский завод стандартного домостроения, комбинат строительных конструкций и др. Рельсовому пути, не случайно названному железной дорогой, суждено долго жить и действовать во благо людей.
Анатолий Старков. 


На фото: На празднование юбилея Чайковской из депо Пермь-Сортировочная прибыл паровоз, пока единственный действующий раритет на всей Свердловской железной дороге. Главными пассажирами стали дети.

 

Похожие статьи:

№ 5 (9261), 31 январяОн поднимал бойцов в атаку

№ 8 (9213), 22 февраляПоходная кузница деда Василия

№ 39 (9244), 4 октябряОдин из троих

№ 4 (9260), 24 января95 лет назад поселок Нытвенского завода был захвачен колчаковскими войсками.

№ 41 (9246), 18 октябряСто лет исполняется железнодорожной ветке ст. Чайковская - Нытвенский завод

Комментарии (0)

← Назад